Пивка для рывка…

В середине декабря главный санитарный врач России Геннадий Онищенко выступил с инициативой признать пиво алкогольным напитком. С этой просьбой он обратился к президенту. Естественно, его действия вызвали бурное негодование – прежде всего со стороны производителей и продавцов пива. Особенно активно точку зрения Онищенко поддержали российские наркологи и педагоги. Через некоторые время в газете «Томк-МК» появилось открытое письмо Александра Дубровина, директора наркологической клиники «НВ-центр», президенту России. В этом послании речь шла также и о вреде пива и необходимости как можно скорее признать его алкогольным напитком.

Потребители до сих пор не знают, что принесет им возможное изменение статуса пива. Стоит ли признавать пиво алкогольным напитком, так ли оно безвредно и к чему может привести неумеренное его употребление – об этом и о многом другом в редакции «Московского комсомольца» в Томске» рассуждали и спорили за «круглым столом», посвященном этой проблеме.

К сожалению, приглашенные на встречу местные производители и дистрибьюторы пенного напитка своим визитом редакцию не почтили, найдя массу уважительных причин, чтобы избежать ожесточенных споров с оппонентами этого напитка. Зато за «круглым столом» было представлено мнение врачей-наркологов, психиатров, представителей правоохранительных органов. Но игры «в одни ворота» с обличением пива и потребляющих его людей не получилось – уж очень в нашей редакции любят этот напиток…

Александр Дубровин, директор наркологической клиники «НВ-центр»:

- Наша клиника открыта не так давно – в 98-м году. И в процессе анализа работы я столкнулся с тем, что люди, успешно излечившиеся в наших стенах от пристрастия к зависимости – алкогольной ли, наркотической, - возвращаются к «старому», именно начиная с пива, не считая его алкогольным напитком. Стоит ли говорить, что после этого они вновь теряют контроль над собой и становятся потребителями уже гораздо более крепких напитков. Потребление алкоголя в подавляющем большинстве случаев начинается именно с пива – это показывает и опрос наших пациентов, и статистика общества анонимных алкоголиков. Поэтому на сегодняшний день мы считаем, что пиво – это наркотик, который в силу своей доступности является самым страшным.

На первый взгляд подобное заявление кажется слишком смелым и очень уж неожиданным. Однако можно привести массу примеров, чтобы доказать пагубность воздействия пива на человека и общество в целом. Самый яркий примет – чешский эксперимент, проведенный в 60-х годах, еще при социализме. Под давлением пивных корпораций на рынок было выброшено так называемое «детское пиво» с содержанием алкоголя около одного процента. А через двадцать лет Чехия буквально захлебнулась в алкоголизме и наркомании. По данным статистики, более половины потребителей детского пива стали в сознательном возрасте пивными алкоголиками. А кто-то не остановился и ринулся на поиски ощущений покруче – так Чехия получила резкий всплеск наркозависимости…

Ни Онищенко, ни Дубровин, как можно догадаться, не ставят своей целью добиться запрета на продажу пива. Признание пива алкогольным напитком повлечет за собой увеличение его стоимости – за счет акцизов, которые будут уплачиваться в бюджет с каждой проданной бутылки. И это нормально – по крайней мере, по мнению руководителя «НВ-центра». Рентабельность такой сферы, как производство пива, многими считается очень высокой – чуть ли не наравне с торговлей наркотиками и оружием. Так почему бы не привести в соответствие с существующими правилами продажи алкогольных напитков? Опять же, пиво нельзя будет продавать подросткам – не секрет, что сейчас они легко могут купить заветную бутылочку в любом киоске уже в 13-14 лет.

Юрий Прядухин, главный специалист администрации г. Северска по профилактике наркозависимости:

- Пиво в контексте нашего разговора может рассматриваться как лекарство: пять капель помогают, а пятнадцать наносят непоправимый вред здоровью. Пиво страшно даже не тем, что это какой-то биологический субстрат. Оно имеет огромное психологическое воздействие на людей. Это РАЗРЕШЕННЫЙ НАРКОТИК. Доступный практически в любом возрасте. Как говорят продавцы, если мы не продадим этому пареньку пиво, мы ведь нарушим его права – права человека! Вообще я считаю, что потребление пива детьми и его широкая реклама на телевидении – это преступление против нации. Оно инициировано множеством факторов: это и российский менталитет, и традиции, и непременно пивное лобби… Нормальный человек не поверит, что пиво в умеренных количествах полезно. Это как выведение радиации: гораздо эффективнее в данном случае съесть гроздь винограда, нежели выпить целую канистру вина.

Участники «круглого стола» обсудили рекламу пива, которая обрушивается на нас ежедневно. Выяснилось, что в создании образа пива «Толстяк» участвовали самые крутые психологи. Герой рекламного ролика не олигофрен, под воздействием пива теряющийся во времени. Задача перед создателями образа стояла другая: показать зрителям «хорошего алкоголика», которого любит жена, который не вызывает неприятных эмоций у окружающих, а напротив – он милый и добродушный человек. А взять ролик «Клинского» пива, которое рекламируют подростки! В самом конце ролика на экране появляются анимированные фигурки парней в кепочках задом наперед – естественно пьющих пиво. Использование мультипликации в рекламе пива – это, безусловно, запрещенный прием. Ведь таким образом происходит прямое психологическое воздействие на детей, неминуемо оказывающихся у экранов телевизоров.

Проблема с ростом алкогольной зависимости в нашей стране носит и социальный и экономический характер. В Томской области работает 16 линий по розливу водки. Готовится к вводу спиртозавод. Область от этого, казалось бы, только выигрывает: появляются новые рабочие места, расширяется налогооблагаемая база. Только вот никто, похоже, не задумывается, что бюджет наполнятся за счет несчастных, пристрастившихся к алкоголю. И говорить здесь можно не только о водке, но и о более легких напитках – взять то же пиво. Широкая реклама пива не заставила потребителей крепких напитков переключится на пиво – напротив, в минувшем году в целом по России выросло и потребление водки, и потребление пива на душу населения. Это значит только одно: страна медленно спивается, а в число алкоголиков попадает все больше молодых людей…

Сергей Шандаров, «Московский комсомолец» в Томске» от 15-22.02.01

Другие статьи раздела «Пресса»